Как я пришел в профессию и первые шаги в кино.

 
   1962 г. Июнь.
 
   Остались считанные дни до окончания школы. Выпускной вечер. Школьный бал. Грусть расставания. Слёзы, обещания, клятвы…
 
   Одиннадцать классов, долгие одиннадцать позади. Прощай школа! Школа, в которой прожита половина жизни. Первая, скоротечная, но любовь до гроба. Потом, намного позже, придет любовь не скоротечная.
 
   Приобретённая в школе профессия столяра 3-го разряда, меня никогда всерьёз не волновала. Напрасно государство тратило деньги на таких, как я.
 
   Впереди неизвестность. Чем заняться? Что делать? Этот вопрос меня мучил уже целую вечность. В начале было необъяснимое чувство тоски. Затем в душе появилась какая-то боль, тревога. В растрёпанных мыслях обрывки мечтаний и пустота. Ожидание. Гнев на себя, на свою беспомощность. Будущее, которое было ясным и безоблачным, вдруг стало туманным, неопределённым.
 
   Не отсюда ли появляется несносный характер у подросткового возраста.
 
   Год назад родители купили мне фотоаппарат «Зенит-С». К нему простенький фотоувеличитель с фотованночками и книжку «Фотолюбитель». В то время это стоило не дорого. Я оборудовал фотолабораторию и занялся фотографией. Это отвлекало от грустных мыслей. И со временем заняло всё свободное и школьное время. Предки, как мы называли своих родителей, стали беспокоиться, что я почти забросил школьные занятия.
 
   Вместе с друзьями ходил на лыжах, снимал природу, город, людей. В школе меня «опасались». Фотоглаз умудрялся запечатлеть из жизни класса такие моменты, которые не всегда всем нравились. Девчонки стали больше следить за собой, прихорашиваться. Молоденькие учительницы, прежде чем войти в класс, взглядом искали, не направлен ли на них фотообъектив.
 
   Из шалости я некоторых одноклассников на фотографиях оптически искажал, удлиняя им волосы, уши или носы. Одним словом, экспериментировал, искал приемлемые форму и содержание. Пейзажи, портреты, жанровые кадры, фотонаблюдение всё было опробовано.
 
   Фотоувлечение переросло в художественную фотографию.
 
   Документальная фотография, съёмка «жизнь врасплох», пожалуй, и привела меня в дальнейшем в документальное кино.
 
   Этому способствовал и совет моей мамы, светлой и доброй женщины. Мама прекрасно рисовала. Но война не дала ей развить свой талант и окончить образование. Семья, дети и мама окончательно распростилась со своей мечтой стать художником. Так вот, мама мне сказала: «Сходил бы ты, сынок, на телестудию. Может быть, примут на работу?» Я послушался её совета, и это стало определяющим в окончательном выборе моей профессии. Мамы уже давно нет, царство ей небесное. Но её совет для меня стал судьбоносным.Она вывела меня на киношную дорогу.
 
   Далее был ВГИК – кинооператорский факультет. Работа на норильской телестудии. Работа на киностудии «Беларусьфильм».
 
   С тех пор я верен своей профессии уже более сорока лет.
 
   Помню первую свою киносъёмку. Кинооператор Альгард Купрейшис пожертвовал мне 30 метров черно-белой киноплёнки.
 
   Я отправился на свободную «охоту». Моё внимание привлёк дым, густыми клубами поднимавшийся к небу. Это мальчишки жгли автомобильные шины. Я так увлёкся съёмками этого дыма, что не заметил, как окончилась киноплёнка.
 
   С трепетом ожидал выхода из проявки своего первого в жизни киноматериала. Поминутно, заглядывая в проявку и, видя, как проявочная машина, медленно, не торопясь, по сантиметру выдаёт проявленную и высушенную киноплёнку. С каким трепетом я смотрел на экран, ожидая шедевра.
 
   Но шедевра не было.
 
   Евгений Валерьянович Легат известный кинооператор-документалист из Москвы с центральной киностудии документальных фильмов, ЦСДФ. Автор фильмов «За 69 параллелью», «В краю солнечных ночей» и др. После просмотра спрашивает: «А, что было снято? Что показывали на экране?» Вопрос повис в воздухе. Я что-то пытался вякнуть, но натолкнулся на суровый взгляд и замолчал. Далее по-отечески, доброжелательно мне было разъяснено.
 
   Для киносъёмок любых событий надо иметь план, если не на бумаге, то в голове.
 
   Если снимаешь пожар, огонь или дым, то следует в кадре оставлять место для воздуха, чтобы кинокадр не состоял из одного огня или одного дыма. Воздух создаёт глубинность кадра, объём, иллюзию перспективы.
 
   Если снимаешь эпизод, то нужно, чтобы зритель мог видеть место действия. Если показываешь место действия, то покажи, по-возможности причину и следствие произошедшего. Работу пожарных, добровольцев.
 
   Если это трагедия, несчастье, сними на плёнку горе, беду людскую. Если снимаешь костёр, то покажи обстановку. Кто разжёг костёр? Не опасно ли это для окружающей среды. Ничего этого, кроме дыма, на экране у меня не было. И похвастаться было не чем.
 
   Я сжался в кресле от стыда. Такой наглядный урок старшего товарища по профессии для меня был, как удар обухом по голове. Я был уверен, что всё снято гениально.
 
   Я в один момент избавился раз и навсегда от «звёздной болезни».
 
   И вот теперь с благодарностью вспоминаю Евгения Валерьяновича Легат за ту, дальнюю разборку «полётов».
 
   И сам радуюсь, когда у молодых операторов вижу снятые кадры лучше, чем я снимал. Это значит, что растёт новое, талантливое поколение кинооператоров. Есть достойная смена нам, старикам. Молодым дальше нести эстафету кинооператорского мастерства.
 
   Мы-кинооператоры. Кинооператор-особая каста. Наша профессия гордая и более чем ответственная. Сиюминутные телевизионные новости, которые, выйдя в эфир сегодня, завтра никому не нужны. Кино это уже не интересует. Задача наших фильмов - правдиво передать атмосферу жизни, быта народного, его дум, его чаяний. Передать дух времени и отснятое сохранить для потомков.
 
   2006 г. Н.С.
 
   Минск.
 
 
     
Verasonka © 2008          
All rights reserved          
 
Сайт управляется системой uCoz