Искусство кинооператора и профессионализм в профессии.

 
   Человеку с киноаппаратом во времена Дзиги Вертова, одного из основоположников отечественного, равно, как и мирового документального кино удавалось фиксировать на примитивной технике и малочувствительной киноплёнке большие и малые проявления жизни. Кинокамера запечетлевала и суету городских улиц, и стахановские рекорды в шахтных забоях, успевала полетать на воздушных шарах и даже отснять появление нового человека на свет.
 
   С того времени прошло много десятков лет, но задачи человека с киноаппаратом остаются прежними. И главная из них - создать связь времён между настоящим и будущим, между людьми нашей эпохи и людьми будущих просвещённых веков. В фильмах оставить потомкам документальные свидетельства нашего времени, нашего образа жизни, мышления. Что заставляло людей, живущих в одной эпохе с нами, переселять целые народы, развязывать агрессивные войны? Что вообще такое человек ХХ и ХХI столетий?
 
   Такие древние качества, как доброта и зло, любовь, жажда к знаниям и многие другие вечные спутники человека сопровождают нас с момента появления на свет каждого из нас. И каждый из нас набивает себе шишки вновь и вновь, как-будто и не было опыта предыдущих поколений.
 
   Сегодня увидеть человека с киноаппаратом также просто, как и увидеть президента любой страны. Достаточно включить телевизор. С той лишь разницей, что деятельность президента оценивается спустя некоторое время, а работу оператора Вы видите и оцениваете непосредст - венно глядя на экран, сопровождая её криками «Сапожник». А, быть может, эти крики относятся не к оператору?
 
   Технические достижения облегчили труд кинооператора. В творческом отношении стало интереснее работать, но и сложнее. Бесшумные камеры, высокочувствительная киноплёнка, светосильная оптика, мощные трансфокаторы, гироскопические устройства плавного хода, операторские краны, радиомикрофоны, малогабаритные мощные осветительные приборы и т.д. требуют от кинооператора и соответствующей отдачи.
 
   Отдача не заставляет себя ждать. Появляется новый киноязык, новые средства киновыразительности. Современная техника принесла и новые возможности в создании художественно - поэтической лепки пластического образа - одной из составляющих фильма.
 
   Творческая многогранность белорусских операторов позволяла и раньше решать художественные задачи в сложных условиях. Пластический образ давно ушедшей эпохи, лица людей, детали быта, природная среда сегодня для нас бесценны. Поэтическое отношение к обыденным явлениям жизни, внимание к отдельному человеку, к его духовному миру, к природе имеют сострадательную и глубоко нравственную основу. В экранном образе белорусского кино всегда присутствовали эмоциональность и чувственность восприятия мира. Он был более образен, чем логичен, более созерцателен, а отсюда и доходчив. Операторское мастерство было на высоте и подтягивало до своего уровня многие другие профессии кинематографа.
 
   Нередко операторское искусство опережает драматургическое, режиссёрское видение. В этом «виновата» не только новая техника, её попросту нет, а скорее творческие потенции уважаемого оператора. Сегодня в белорусском кино больная тема - отсутствие значимых, современных по стилистке и тематике тем и художественных идей.
 
   Нам, операторам, надо быть в постоянных поисках кинообразности, максимально используя и расширяя светоцветовую палитру. Разумно применяя смешение жанров, стилей, направлений. В чисто документальных съёмках создавать элементы игрового кино и наоборот.
 
   Долгие годы кинематограф не может избавиться от засилья «говорящих голов», заболтанности, словесной шелухи, что, в основном, является прерогативой TV. Это происходит от упрощённого подхода к съёмкам и бедности драматургической базы.
 
   Киноискусство - одно из проявлений духовной жизни общества. Наш белорусский документальный кинематограф сегодня плохо знают в мире. Для европейцев он неизвестен, изолирован, обособлен. Находясь, в по-отечески плотно сжатых «ежовых рукавицах» родного министерства Культуры, документальный кинематограф от недофинансирования и некомпетентного руководства, тихо задыхаясь, уходит из мира сего. Безжалостный чиновник, бесцеремонно вмешиваясь в ткань кинопроизведения, требует от авторов убрать кадр, слово, музыкальную фразу или даже эпизод из фильма, лично не понравившийся ему, тем самым, насаждая вкусовщину.
 
   Снижающийся художественный уровень кинопроизведений налицо. Во многом от этого и творческая несостоятельность создателей фильма, отсутствие собственной авторской позиции. Наступает обезличенность кинопроизведения, исчезает национальная самобытность.
 
   Малорасполагающее к творчеству пренебрежительное отношение к киноиндустрии отбрасывает государство на более низкий уровень социально-культурного развития.
 
   Сегодня усилия государства сосредотачиваются в основном на проверочных и карательных функциях в области финансовой деятельности киностудии.
 
   Киностудия нуждается в осмысленной государственной поддержке, в четко разработанной стратегии, в бережном хозяйственном отношении к тому лучшему, чем ещё располагает студия.
 
   Необходимо модернизировать кинопроизводство. Чтобы и на киностудию, наконец, пришла новая, современная кинотехника. Пока её нет.
 
   Но, если творческий коллектив подобрался из талантливых, образно мыслящих людей, людей единомышленников, если ему не будут досаждать далёкие от творчества чиновники, то и кинопроизведение будет живым нервом киноискусства, отражающим реальную жизнь нашего общества.
 
   Всё вышеизложенное является личным суждением, вынесенным мною из собственного жизненного опыта.
 
   2006 г. Н.С.
 
   Минск.
 
 
     
Verasonka © 2008          
All rights reserved          
 
Сайт управляется системой uCoz